Школа №63Пятница, 15.12.2017, 22:41

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [24]

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья учителя ИЗО Матусевич О.А. Как научить ребенка рисовать.
Рисуют все дети. Родители к этому относятся по-разному. Одни считают ре-бячьей забавой, бесполезным баловством. Другие склонны видеть в увлечении ребенка рисованием проявление задатков будущего художника-профессионала. Отношение взрослых различно, но многие родители бывают довольны, когда ребенок рисует и не мешает им. Чаще всего родители равнодушно относятся к тому, что нарисовал ребенок.
   В истоках первых детских образов зарождаются и развиваются ценнейшие  человеческие способности: художественное видение, высшие формы фантазии, интуиция, творческое воображение.Воображение — способность универсальна. Формируясь в художественной деятельности ребенка, она впоследствии прояви-тся не только в каком-либо виде искусства, но  и в любой другой профессии.
   Для детей изобразительная деятельность не просто забава, но и труд. Как и всякий творческий труд, он требует от человека увлеченности, упорства, уме-ния сосредоточиться. Чем старше становится ребенок, тем более увеличивает-ся мера посильного ему напряжения, организованности, способности планиро-вать свою работу. Ребенок решает художественнвые задачи, которые вырабаты-вают точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Появляется чувствительность к форме, размеру, цве-ту, составу и фактуре материала. Все это становится условием развития способ-ностей. Возрастает и требовательность ребенка к тому, что он делает, воспиты-вается ценнейшее качество — стремление к совершенству собственных дейст-вий и их результату, качество, без которого невозможен никакой творческий ус-пех ни в искусстве, ни в науке, ни в технике.
   Как приобщить ребенка к искусству? Этим вопросом озабочены многие ро-дители. Каждая семья своеобразна по укладу жизни, по методам вопитания де-тей, по художественным интересам. Каждой семье надо искать свой, особен-ный ответ. Но помочь им в таком поиске можно.
  Например, ребенка можно отвести в мастерскую художника, где они могут познакомиться с обстановкой мастерской, посмотреть рисунки и живописные работы мастера, пролистать альбомы, задать вопросы.
   Хорошо, если родители вместе с ребенком рассматривают картины великих художников и обсуждают их. Дети видят произведения искусства несколько иначе, чем взрослые люди. большинство детей судят о содержании картин только по назначению предметов, которые на ней изображены: если видят де-ревья, поляну или реку — это «про природу», если одного человека — про дя-дю или тетю. Есть дети, которые обращают внимание на форму, цвет, располо-    жение этих предметов на картине. И только один из десяти учащихся, рассмат-ривающих картину, упоминает о чувствах. Поэтому, прежде, чем обсуждать ту или иную картину с ребенком, надо самим прочувствовать и понять произведе-ние.
   Вещи и отношение к ним взрослых составляют художественную среду, в ко- торой начинается эстетическое развитие ребенка.
   С древних времен люди изготовляли вещи, стремясь сделать их и удобными,
и привлекательными по форме, цвету, фактуре поверхности и разнообразным

украшениям. Домашние вещи скромны. Но если их коснулись руки мастера,    не обязательно профессионального художника, но и любителя, а тем более на-родного умельца, то даже простая солонка может быть прекрасной. Например, расписные солонки из дерева мастеров Хохломы. На столе стоит надежно, устойчиво и радует глаз. Рассматривая с детьми солонку, вспомните осенний лес: на бледно-золотистом фоне — черный кантик, ниже изящно изгибаются травинки и ветки с листьями, неяркие грозья рябины сделаны звучным, соч-ным цветом. Хорошо, когда именно такие вещи становятся любимыми в семье. Отношение к ним у взрослых особое, их ценять, берегут, ставят на такое место, чтобы почаще видеть. Ребенок все это замечает. Поэтому формирование худо-жественного вкуса у ребенка зависит прежде всего от того, какие предметы по-льзуются особой симпатией взрослых. Любимыми вещами могут стать коро-бочки, тарелочки и ковшики из Хохломы; цветные блюда и подносы из Жос-това; причудливо разрисованные кухонные доски из Городца или ярко раскра-шенные глиняные дымковские игрушки, костяные изделия из Якутии, лаковые шкатулки живописцев Палеха... и многое-многое другое.
    К красоте художественных изделий народных мастеров дети особенно вос-приимчивы. Простота, лаконизм и пластичность их формы, строгая гармония    в сочетании цветов — все в них близко и понятно ребенку. Лучшее и более про-чное основание для здорового и полноценного эстетического развития ребенка трудно придумать.
   От взрослых дети узнают, что красивым может быть самый простой предмет, о том, что форма его изящна, сочетания цветов согласованны, линии узора тон-ко прорисованы. Сначала ребенок попробует проверить все это на практике: со всех сторон обследует предмет руками, глазами, потом попытается изобразить. Вернейший путь к пониманию искусства — собственное изобразительное твор-чество.
   Декоративное рисование дети любят. Чаще всего изображают узоры. Это по-лезно, потому требует строгой организации на бумаге форм, цветов и линий, тем самым развивая у ребенка чувство ритма и симметрии.
   Чувство ритма — способность, необходимая во всех видах искусства и для любой человеческой деятельности, которая связана с различными повторения-ми движений, форм, звуков, линий и т. д. Для каждой профессии выработаны свои, специальные виды ритмов, но происходят они из единого основания. В истоках чувства ритма слиты периодические перемены в явлениях природы и в организме человека, которые коллективный труд людей преобразовал в особую способность вносить порядок и организованность во все, что они создают.
   Поэтому рисование узоров с самого начала опирается на ритмическое постро-ение других, неизобразительных действий ребенка. Прежде всего на ритм дви-жений и звуков. Рисуя карандашом узор, многие дети помогают себе ритмич-ным притоптыванием ногой, как в танце. В рисовании полезно включать музы-ку. Организованность движений руки — основа чувства ритма. Научить ребен-ка согласованность его с другими движениям - звуками, формами — нелегко,
но очень важно. Изображая красками узор в полосе, ребенок сначала научится

точно попадать в ритм медленной музыки, наносить пятна краски, расположен-ные на одной линии. Затем преобразовывать временные музыкальные интерва-лы в пространственные, в расстояние между мазками на листе бумаги.
   При выборе образцов для детского декоративного рисования лучше использо-вать узоры народных мастеров в том виде, как их сделали художники. Важно общее целостное впечатление от шедевров народного искусства. Не желательно использовать вместо настоящего узора схему. Срисование схемы не формирует способности к художественному труду.
   Сотрудничая с ребенком, родители должны оценивать его действия и резуль-тат работы. Никак не оценивать — нельзя. Ребенок нуждается в критериях пра-вильности и красоты всего того, что делает. Оценивайте работу детей так, что-бы постепенно ребенок начинал понимать: красивое не только то, что ярко и богато украшено и бросается в глаза, но и то, что целесообразно, благородно
по внешнему виду, по мастерству исполнения, по гармоничности сочетания форм и цветов. Обучать и воспитывать вообще — нельзя. Действия и оценки взрослых должны быть конкретными. Собственный опыт, знания и вкус под-скажут родителям, как надо действовать. Для этого совсем не обязательно ху-дожественное или искусствоведческое образование, достаточно, например, сде-лать своими руками.
   Наши руки — главное и непосредственное орудие труда. Они могут преобра-зовывать какой угодно природный или искусственный материал в вещи, меха-низмы, здания, художественные произведения. Ребенок пытается повторить ва-ши действия, но руки у него не такие, как у взрослого. Здесь необходима ваша помощь. Индивидуальность ощущений, чувств и движений руки — это то объ-ективное условие, которое позволяет ребенку создавать самобытную форму.         Почаще обращайте внимание на своеобразие того, что ребенок сделал, объясни-те, какие его действия к этому привели, похвалите за стремление делать новые, не похожие на прежние предметы и узоры. Способность делать свое, необычное увлекает детей — появляется стремление творчески решать разные задачи.
   Форма, материал и орнаментовка детских декоративных изделий тем привле-кательней, чем лучше ребенок умеет наблюдать явления природы. Поэтому за-интересованные в художественном развитии своих детей родители стараются использовать любую, даже кратковременную, возможность для того, чтобы вместе побывать в лесу, на речке, в поле и т. п. Используйте повседневные про-гулки по городу, в парке, даже во дворе дома, где вы живете. Покажите детям, какими сказочными кружевами покрываются деревья в зимние дни, какое ясное утреннее небо, золотисто-розовые облака-перышки и т. п.
   Экскурсия в природу — событие особенное. Это семейные выезды в выход-ные дни. Не случайно все всемирно известные декоративные изделия были со-зданы в деревнях и селах.
 Во время прогулки с детьми надо разговаривать. Дети очень любопытны ко всему живому и склонны очеловечивать природу: наделять мыслями и чувст-вами деревья, ветер, солнце...


   Чтобы помочь ребенку увидеть в природе «задумчивую иву», «величавую
 реку», «белую березоньку с зеленую косой» - все то, что вызывает эстетичес-кие чувства, надо обратиться к истории этих поэтических образов: народным песням и сказкам, произведениям великих писателей и художников.
   Эстетическая сторона окружающей жизни может выделяться ребенком не обязательно тогда, когда он сам что-то создает, но и тогда, когда он «просто» смотрит на природу или разглядывает картину художника. Ведь в этих случаях он тоже внутренне как бы проходит тот путь, которым шел творец-художник. Естественно, что у тех детей, которые практически развивают свои художест-венные способности в каком-нибудь виде искусства, эстетическая восприим-чивость развита сильнее.
  Эстетическую восприимчивоть детей невозможно воспитывать  в «часы от и до». Время для этого — всегда; место для этого — везде. Внимание к красивому самих родителей — главное условие. Если вас заставляет остановиться горящее золотом осеннее дерево, если вы внимательно наблюдаете за изящными прыж-ками белки, то и ваш ребенок на вашем примере научится видеть и ценить кра-сивое в жизни, а затем и в искусстве. Если взрослые безразличны ко всему это-му, то какие бы красивые слова об искусстве ребенок не слышал от них, они так и останутся словами.
   Взрослые часто будто стесняются высказать вслух свое восхищение красотой. А ребенок хочет знать: почему папа долго смотрит на эту картину, что побудило родителей выбрать для привала именно эту поляну. Взрослые не должны в та-ких случаях забывать, что рядом с ними дети, которые ждут их пояснений.
  Восприимчивость к прекрасному делает жизнь ребенка богаче, полнее, радост-нее. Он видит много интересного там, где другие ничего не замечают.
   Первыми произведениями художников для ребенка являются иллюстрации к детским книжкам. Многие из этих иллюстраций представляют собой высокие образцы искусства. Именно они и ценны для эстетического развития ребенка. Люди, животные, предметы изображены на них необычайно выразительно. Бла-годаря иллюстрациям в воображении ребенка оживают литературные образы, а текст, в свою очередь, помогает ему увидеть, какими средствами художник до-бивался выразительности рисунков. Ребенок учится понимать метафоричность «языка» изобразительного искусства, и применять этот «язык» в своих рисун-ках.
   Организовать рисование красками довольно сложно. Здесь можно предложить ребенку поиграть в «школу». И если предложение поиграть исходит от мамы или папы, оно будет принято с восторгом. Предложите поиграть в «урок рисо-вания». Роль учителя возьмет на себя кто-то из родителей. «Учеников» хорошо иметь двух-трех и лучше сверстников вашего ребенка. «Учитель» вывешивает на «классной доске»  лист бумаги и раскладывает краски (гуашь). «Ученики» тоже получают листы, но поменьше и коробочку красок. Предлагается рассмот-реть репродукцию картины И.Грабаря «Рябинка». Надо подобрать цвет, стара-ясь, как можно точнее составить именно тот цвет, что у художника, не смешивая при этом больше двух красок. Не подбирайте более четырех основных цветов,

не старайтесь учитывать детали.
   Вместе с детьми подбирайте краски картины. Цвет для больших пятен можно составить из ярко-желтой краски (в коробках гуаши она называется «крон жел-тый» или «кадмий желтый» с небольшим добавлением земленисто-желтой («охра светлая»). Форма пятен, изображающих деревья, достаточно проста и несколько определенна, чтобы бояться ошибки. Для второго цвета (небо) по-дойдет ярко-голубая краска («кобальт синий») с незначительным добавлением белил. Для цвета зеленой травы подмешивайте в «изумрудную зелень» немного «крона желтого». Средней кистью достаточно нанести несколько пятен оран-жевой краски. Тонкой кистью делаются стволы деревьев (коричневые) и гроз-дья рябины - «литоль» или «кадмий красный». Работать краской надо так, что-бы после наложения больших и средних мазков никто не мог догадаться, что  вы рисуете осенние листья. Это должно стать ясно только тогда, когда тонкой кистью вы добавите стволы, ветки, ягоды и другие детали.  Переход от разно-цветных пятен к изображению осеннего пейзажа должен поразить детей.
    Для закрепления действия соединения между собой разных цветов можно провести еще на одном «уроке рисования». Только теперь общую эмоциональ-ную характеристику сочетания цветов «задает» музыка. Вместе с детьми про-слушайте музыкальное произведение. Музыка должна быть без слов. До окон-чания рисунка не надо сообщать детям ее название: это даст большой простор его фантазии. Слушая музыку в исполнении оркестра, легче связать с ней те или иные цвета, именно это и предстоит сделать детям. После прослушивания музыки дети выбирают краски, которые не только нравятся, но и могут, по их мнению, передать музыку на рисунке. В конце «урока» дети рассматривают разные переходы между цветовыми пятнами.
   Опыт ребенка по практическому соединению цветов на рисунке рано или поздно подготовит условия для того, чтобы он научился соединять их в своем воображении. Один из внешних признаков такой подготовленности — исчез-
новение из рисунков пустот, разрывов между цветами.т.е. тех полос  белой бу-маги, которые отделяли раньше один цвет от другого, не позволяя им взаимо-действовать друг с другом.    
   Зачем дети рисуют? Почему эта способность так необходима человеку?
   Воображение — способность универсальная. Она участвует во всей жизне-деятельности человека: от простых и обычных житейских дел до сложных и исключительных открытий в науке, технике, искусстве. Сила воображения
драгоценна для человека. Творческое воображение деятельно, всегда стремит- ся воплотиться в реальные дела: картины.
   Творчество возможно при условии, если человек как-то владеет средствами той деятельности, в которой собирается творить. Развитие способностей к твор-честву нельзя откладывать. Людей-творцов не так уж много. Детство дает шанс иметь способность творить.
   Художественная деятельность возникла, развивалась и продолжает быть необ-ходимой людям потому, что удовлетворяет постоянную потребность в развитии воображения. Развиваясь в художественной деятельности ребенка, воображение

 впоследствии проявит себя не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой профессии.
   Детское изобразительное творчество не может быть успешным без участия взрослых людей.   Совместно со взрослым ребенок способен сделать то, что самостоятельно он сможет сделать лишь через некоторое, иногда продолжи-тельное время. Но это не значит, что все трудное для ребенка взрослый делает за него. Сотрудничество со взрослым создает ситуацию, при которой ребенок превышает уже достигнутый им уровень развития своих способностей, как бы «перепрыгивает» в свое будущее.
   Длительные перерывы в изобразительной деятельности детей нежелательны, ребенок может перестать рисовать. Самая распространенная причина переры-вов в детском рисовании связана с оценкой взрослым человеком того, как ри-сует или что нарисовал ребенок.
   Оценивать детские рисунки обязательно надо. Но надо помнить, что оценку своих действий и их результата ребенок не всегда отличает от выражения взрос-лым хорошего или плохого к нему отношения. Поэтому на любом этапе разви-тия изобразительной деятельности дети перестают рисовать (часто надолго) после отрицательной оценки их рисунка.
   Родителям и всем членам семьи надо помнить, что, когда они дают отрица-тельную оценку ребенку, хотят показать ему неправильно проведенные линии или небрежно размазанную краску, он воспринимает их замечания как «ты пло-хой, неправильный». Для ребенка это страшные слова. Он старается избежать ситуаций, при которых взрослый выразил плохое к нему отношение. Причину такого отношения ребенок видит не в недостатках рисунка, а в самом занятии рисованием. Поэтому сначала старается не показывать свои рисунки только взрослому и не рисовать при нем. И, наконец, на долгое время бросает рисова-ние. За рисованием у ребенка закрепляются отрицательные переживания: страх в ожидании неудачи и плохой оценки. Чтобы этого не случилось, постарайтесь оценивать рисунки вашего ребенка: похвалите, если не найдете достоинств,  хо-тя бы за то, что занимался рисованием. Потом, если есть необходимость отме-тить недочеты, указать,что и как надо улучшить. Сочетание похвалы с точным замечанием — единственная форма отрицательной оценки, которая не прине-сет вреда ребенку.
  Если ваш ребенок захочет рисовать, будет рисовать много, увлечется этим занятием, значит, вы много сделали для развития его способностей.
     
 

 







                                                          Литература.

Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1993.
Бабанский Ю., Победоносцев Г.А. Комплекстный подход к воспитанию школь-ников. - М.: Педагогика, 1980.
Белов В.И. Очерки о народной эстетике. - М.: Мол. Гвардия, 1982.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного творчества. - М.: Искусство, 1971.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просве-щение, 1969.
Вегнер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.
Выгодский Л.С. Воображеие и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.
Каменева Е.О. Какого цвета радуга. - М.: Дет. лит., 1984.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1982.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. ис-во, 1983.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.: Прсвещение, 1987.
Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.
Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. - М.: Прометей, 1993.
Категория: Мои статьи | Добавил: sarschool63135797531 (11.01.2014)
Просмотров: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Официальный интернет-портал правовой информации

Баннер SGU.RU



Наш электронный журнал

конкурс сайтов
Голосуй за нас Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Проголосуй за наш сайт!!! Проголосуй за наш сайт
Смотри наш рейтинг



Для автоматизации управления деятельностью школы используются программные продукты фирмы "1С"


Статистика


Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz